четверг, 22 июля 2010 г.

Проводник идей или тот, кто создал современную литературу. Созидатель Ральф Уолдо Эмерсон. Серия «Созидатели».


При упоминании «американской культуры» лично у меня тут же всплывает маячок «Голливуд». Со всеми его «кровавыми жертвоприношениями» боевиков, триллеров и ужасников на алтарь кассовых сборов. Сплошной «экшен», так хорошо описанный еще Агнией Барто:

«...А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!»
Но.... речь как раз пойдет не о Голивуде...
Должна признаться, я была шокирована, обнаружив, что не кто-либо, а именно американский униатский священник оказал огромное влияние на развитие нравственности и философии 18 столетия. Многим знакомы такие имена ,как Ф.Ницше, А.Бодлер, Г.Мелвилл, М.Метерлинк, Р.Фрост, У.Уитмен... Можно долго перечислять, но общим знаменателем этой плеяды писателей и философов будет человек, чье имя известно куда меньше. А, между тем, именно он был духовным лидером этих талантов и оказал огромное влияние на развитие философии и литературы как в Америке, так и в Европе. И это - Ральф Уолдо Эмерсон.  
Да, он не строил корабли, не стругал, не копал, не воевал. Он даже не писал ни музыку ,ни картины. Короче, практически ничего не делал. Руками. Он – создавал мысль. И с чистой совестью может быть причислен к Созидателям, оставившим яркий и очень позитивный вклад в культуре человечества.
 
·         По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов, не собранные урожаи - нет, о нем говорит качество человека, которого производит страна.
Родившись в семье священника в 1803 году в Бостоне, он, казалось, должен был бы продолжить семейную традицию. И он, действительно, пытался.
Однако, к 29 годам его взгляды на жизнь настолько требовали изменений, что он оставил свой приход и понес свои идеи людям. Он чтиал лекции, писал очерки и эссе, стихи и поэмы, делал все, чтобы донести свои идеи до общества. 
Конечно, это было нелегко. Недаром так много места в его работах уделяется храбрости. 
 
·         Чем бы ты не занимался, тебе требуется смелость. Какую бы дорогу не выбрал, всегда найдется кто-то, кто будет говорить тебе, что ты ошибаешься. Трудности существуют всегда, и это искушает тебя согласиться с тем, кто критикует выбранный тобой путь. Чтобы спланировать что-то и следовать своему плану до конца, отчасти требуется такая же смелость, какая требуется солдату. На свете есть место многим победам, и это толкает отважных людей на то, чтобы добиться их.
  • Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
  • На всю жизнь возьмите себе привычку делать то, чего боитесь. Если вы сделаете то, чего страшитесь, ваш страх наверняка умрет.
  • Чтобы выучить важные жизненные уроки, нужно каждый день преодолевать страх.
  • Герой не храбрее обычного человека, он просто храбрее на пять минут больше.

Что же за идея не давала покоя этому мятежному уму? Это была идея о приоритете личностного «я» человека по отношению к принимаемой тогда повсеместно теории «необходимости», подчиняющей поведение человека не его склонностям и намерениям, а – давлению окружения.

· Мы начинаем жить лишь тогда, когда начинаем доверять своей внутренней силе, „я“ своего „я“, как единственному и достаточному средству против всех ужасов „не я“.

· Что человек свершает, тем он и владеет — его могущество в нём самом.

§ Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее..

§ Всё то, что лежит позади нас и что лежит перед нами, — мелочи по сравнению с тем, что лежит внутри нас.

Это действительно было революционным взгдядом. Не просто признание существования внутреннего мира человека, а обращение к нему, как к приоритетной составляющей человека, тому, что является не просто его составной частью, а основой человеческого существа. Отсюда взяла начало идея социального равенства «равных перед Богом» людей, необходимость духовного самоусовершенствования, освобождающая человека от «вульгарно-материальных» интересов.

К 1950 году он приобрел мировую известность и читал свои лекции не только в США и Канаде, но и в Англии, Франции и Германии.

Всю свою жизнь он, как губка, впитывал все новое, что появлялось в сфере знаний. Он был убежден, что знание – не есть нечто незыблемое, а, напротив, - только фундамент для новых знаний.

· То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование.

· Глупая последовательность — суеверие недалеких умов.

· Наука не знает, насколько она в долгу у воображения.

После ознакомления с теорией эволюции Дарвина, вышедшей в свет в 1859 году, он не просто принял ее, что само по себе нонсенс для священнослужителя того времени, пусть даже и бывшего.

Его таланта хватило на то, чтобы экстраполировать теорию вероятности в область философии.

  • Верования, которые мы теперь считаем ложными, некогда считались истинными.
  • Все мои лучшие мысли украдены древними.
  • Что такое сорняк? Это растение, достоинства которого еще не раскрыты.
  • Воображение — это не талант некоторых, но здоровье каждого.

До 1882 года, когда он ушел из жизни, он прочитал несчетное количество лекций, посвященных доверию, природе, нравственности. Его литературные произведения, стали классикой американской литературы.

Каков же был критерий успеха для Эмерсона, столь неутомимо работвшего над улучшением нравственности общества?

  • Часто смеяться и много любить; иметь успех среди интеллектуалов; завоевать внимание к себе со стороны честных критиков; ценить прекрасное; отдавать всего себя чему-то; оставить мир после себя чуть-чуть лучше, хотя бы на одного здорового ребенка; знать, что хотя бы одному человеку на Земле стало легче дышать от того, что ты жил, — всё это значит преуспеть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий