пятница, 16 июля 2010 г.

«Большие кубики» или «все – ради Человека». Архитектурное творчество Ле Корбюзье. Серия «Созидатели».


Было давно замечено - больше всего внимания история уделяет тем, кто оставил кровавый след. И чем больше след, тем больше внимания. Все знают, что Александр Македонский дошел до Азии. А сколько народу погибло в результате этого похода? Информация – за кадром.

Всем известно имя Наполеон. Это и император, и полководец, и бренди, и торт. А то, что в результате его военных кампаний половина Европы была если не выбита, то оставлена без крова и пищи, более того, погибла практически вся императорская гвардия: наиболее «экстерьерные» молодые мужчины – высокие, видные, красивые; и французы, как нация, потеряли этот золотой генофонд, в результате чего средний рост француза уменьшился «на голову»? Тоже – за кадром.

Можно долго перечислять «злодеев», создавших проблемы человечеству.

А что по поводу созидателей? Тех, чья деятельность ставила во главу угла интересы Человека? Тех, кто работал над улучшением жизни? Понятное дело, такой сюжет не будет полон ужасов, крови, душераздирающих сцен и «клубнички». Дорого его не продашь. Но хорошо бы все-таки знать, кому мы обязаны тем, что именуется прогрессом.

Одним из таких людей является создатель того, что мы называем современной архитектурой - французский архитектор швейцарского происхождения Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере-Гри) -, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер. Здания по его проектам можно обнаружить в разных странах — в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии и даже в России. Сформулированные им "пять отправных точек современной архитектуры" - поднятое на опорах-столбах здание, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая «прозрачная» просматриваемая насквозь фасадная стена уже почти на протяжении века широко применяются архитекторами.

Но это – сейчас. А тогда, в 20 годах прошлого столетия и позднее, архитектура Ле Корбюзье была практически революционной. И причина, по которой молодой архитектор шел «против течения» была проста – он ставил во главу угла Человека, его удобства, его нужды.

· «Я иду к человеку, к людям, чтобы постичь смысл моей профессии, архитектора и строителя».

Социальная ориентированность стала тем фундаментом, на котором архитектор воздвиг свой стиль – стиль современности.

· «Сейчас нельзя для современной архитектуры провести в жизнь что-либо новое, не руководствуясь при этом социальной программой, служащей в данном случае как бы основой для всего» - писал он.

Выдвинутый им постулат о том, что «Дом - машина для жилья», диктовал требования к жилью. Оно одолжно быть максимально удобным, функциональным, эргономичным и, конечно же, эстетичным.

· "Мой поиск, как и мои чувства, направлен к тому, что составляет главную ценность жизни - поэзии. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому человек способен постигать сокровища, скрытые в природе".

Его заслуга перед человечеством, по крайней мере, перед населением Европы в том, что он впервые ввел в архитектуру систему гармонически связанных величин, основанных на пропорциях человеческого тела, как эталон для создания архитектурных форм. И солнцезащитные выступы на фасадах – также его заслуга. Не говоря уже о том, что предложенные им криволинейные поверхности, остро выявленная архитектоника форм, активно взаимодействующих с окружающей средой, световые и пространственные эффекты, контрастное сопоставление материалов различной фактуры, все, что казалось современникам верхом эксцентричности, задали новый уровень эстетики в архитектуре.

И хотелось бы, чтобы, используя все лучшее, что смог дать человечеству этот созидатель «больших кубиков», мы знали о его вкладе в культуру хотя бы не меньше, чем о тиранах и разрушителях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий